Что такое организация

Организация (от греч. Ὄργανον — инструмент) — целевое объединение ресурсов для достижения определенной цели.

Чаще всего термин употребляется для обозначения социальной группы, распределяет выполнение заданий между участниками для достижения определенной коллективной цели.

Организации, созданные человеком (людьми), характеризуются наличием человека как активного ресурса. Для организаций, созданных человеком, характерно наличие функций управления и планирования. Необходимо отметить, что организация, входит в более крупную организацию, является для последней ресурсом. Предприятие — организация для предпринимательской деятельности.

Организацией может быть самостоятельное предприятие (эксплуатант).

Значение термина

Отечественные экономисты термином «организация» чаще всего обозначают сложное производственное образование, сформированное с производственно самостоятельных, но объединенных общим руководством предприятий.

В зарубежной литературе это понятие рассматривают гораздо шире. Например, в американском менеджменте организация определяется как «группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей». Такая трактовка позволяет рассматривать проблематику организаций комплексно — от исследования причин возникновения и организационного оформления к построению эффективных организаций (выбора оптимальных организационных форм и структур, проведения организационных изменений и т.п.).

Учитывая принцип внутренней жизни, совокупность организаций как социальных образований можно классифицировать на формальные и неформальные.

Формальную организацию характеризует определенный порядок, зафиксированный в уставе, правилах, планах, нормах поведения, что позволяет сознательно координировать социальные взаимодействия для достижения конкретной общей цели.

Неформальная организация основывается на партнерских отношениях, личном выборе связей, она отражает реальное положение дел, которое может не соответствовать формальной организации и проявляется в наличии «малых» групп (до 10 человек). Социальные взаимодействия в неформальной организации не обладают общей или сознательно координированной совместной цели.

Исследования

Для управления изучения организации является ценным в основном из инструментальной точки зрения. Для компании, организация является средством достижения цели, для достижения своих целей, которые заключаются в создании определенных ценностей для заинтересованных сторон (акционеров, сотрудников, клиентов, поставщиков, общества). Кроме того, организации описывают как «функция управления, которая заключается в назначении задач, выделение задач для подразделений и выделение ресурсов для их выполнения в подразделениях».

Общие черты организаций и их типы

Организация состоит из групп (коллективов). По определению Марвина Шоу группа (коллектив) — это два и более лица, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на конкретных людей (работников) и одновременно находится под влиянием конкретных людей. В организации тесно переплетены два вида групп: формальные и неформальные.

Формальные группы

Формальные группы создаются по желанию руководителя в результате вертикального и горизонтального разделения труда с целью выполнения определенных задач и достижения конкретных целей. Выделяют 3 типа формальных групп:

  1. группы руководителей (командные группы): президент компании и вице-президенты, начальник цеха и его заместители и т.п..
  2. целевые производственные (хозяйственные) группы: группы технологов, дизайнеров, конструкторов, финансистов, экономистов и т.д..
  3. комитеты, которые в свою очередь делятся на специальные (комитет по устранению брака на производстве, комитет по сокращению работников, ликвидационная комиссия) и постоянные (ревизионная комиссия, научно — технический совет, совет директоров и др.)..

Неформальные группы

Неформальные группы создаются спонтанно на основе социального взаимодействия. Работники вступают в неформальные группы для удовлетворения чувства причастности, взаимопомощи, взаимо защиты, тесного общения. В неформальных группах также определенная структура, неформальный лидер, они используют в своей деятельности неписаные правила (нормы), но управлять значительно сложнее, чем формальными группами.

Общие черты организаций

  1. наличие ресурсов: людей, капитала, материалов, технологии, информации и т.п..
  2. зависимость от внешней среды (экономических условий, общественных организаций, международных событий, законодательные акты, конкурентов, менталитета общества и т.д.).
  3. горизонтальное разделение труда (выделение конкретных задач), подразделения, возникшие в результате горизонтального разделения труда.
  4. вертикальное разделение труда, направленный на координацию работы, т.е. осуществление процесса управления .необходимость управления.
  5. наличие формальных и неформальных групп.
  6. осуществление определенных видов деятельности (производственной, финансовой, инвестиционной, торговой, научно -исследовательской и т.п.).

Организационные структуры

Изучение организации включает в себя исследования организационной структуры с целью ее оптимизации.

Особенности организации

Организация как специфическое социальное образование, форма совместной деятельности людей в производстве материальных благ (товаров) и услуг, обладает определенными особенностями. Успешный менеджмент (управление) организаций предполагает понимание их основных черт и принципов функционирования, составляющих внутренней и внешней среды, развития организаций в различных социально-экономических формациях, особенностей коммерческих и некоммерческих организаций, функций, способов управления организационным развитием.

Источник: вікі

Добавить комментарий

Зв'язок
Закрити

Ваше ім'я (обов'язково)

Ваш email (обов'язково)

Тема

Повідомлення